Фестиваль “Доброфест”
Во многих развитых странах мира, уже давно используется индивидуальный подход и интеграция детей с ограниченными возможностями в систему «общественного» образования. В нашей стране такой опыт отсутствовал, так как обучение осуществлялось в специализированных школах, что приводило в дальнейшем к определенным трудностям в момент адаптации ребенка в современном обществе.
В музыкальном образовании такие дети не рассматривались вообще. И только сейчас мы приходим к осознанию того, что всестороннее развитие ребенка – инвалида, существенно облегчает и украшает жизнь не только его самого, но и окружающих. Среди таких детей много, по– настоящему, способных и даже талантливых, так как они с большим воодушевлением и усердием относятся к обучению, открыты для всего нового, радуются каждому полученному умению. А школы дополнительного образования, как раз могут предложить гибкую систему образования и индивидуальный подход, в зависимости от возраста и проблем здоровья и развития ребенка. Он не должен подстраиваться под существующую систему, так как система сделана для него и подчинена только ему. Преимущества индивидуального учебного плана очевидны: в нем отражены все новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы. В полной мере осуществляется «инклюзия» – как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся, с возможностью реализации своей индивидуальности. Инклюзия предполагает создание таких условий, в которых заинтересованы все стороны происходящего процесса: родители, преподаватели, дети. Все они должны постараться понять, услышать и принять друг друга с целью плодотворного взаимодействия. Основная задача учителя – установление доверительных отношений с родителями ребенка. Он должен внимательно изучить взгляды родителей на образование, договориться о совместных действиях, которые окажут нужную поддержку в нужное время.
Главной целью школы искусств, при реализации инклюзивной программы, являлось обеспечение условий для обучения и разработка новых методик, которые были индивидуальными в каждом отдельном случае, в связи с той или иной степенью заболевания обучаемого. Все это требовало от преподавателя и руководителя правильного, компетентного подхода.
Инклюзивное образование – процесс сложный и длительный, но он признает ценность различий всех детей и их способность к обучению, помогая поверить в себя и окружающих.
31 мая на сцене Миякинского центрального дворца культуры в рамках фестиваля “Доброфест” состоялся выпускной вечер для участников проекта инклюзивная музыкальная студия “Артнотка”. Многим родителям выпала самая серьезная задача — подготовить детей к выступлению на большой сцене. Гости концертной программы отметили очень неформальную, свободную атмосферу на сцене и зале — и дети-артисты, и их родители, и педагоги не чувствовали себя напряженно, все участники были настроены получать удовольствие от процесса творчества, а не показывать впечатляющие результаты. На сцену один за другим выходили дети с достаточно серьезными нарушениями развития, такие, которых нечасто можно увидеть в роли «звезд» даже на концертах школы искусств. Все номера и не перечислить — но в каждом чувствуется труд преподавателей, а главное, радость самого ребенка и то доверие и открытость, с какими он готов представить себя публике. Все ребята были награждены Сертификатами за обучение по разным номинациям: “Инструментальное исполнительство”, “Вокал”, “Хореография”. Концерт прошёл легко и непринужденно, дети и зрители получили массу ярких впечатлений.